НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНЫ
Том LI, С. 329-337
опубликовано: 15 февраля 2023г.

НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНЫ

Содержание
Отказ св. Франциска Ассизского от имущества. Роспись капеллы Барди в ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто.Отказ св. Франциска Ассизского от имущества. Роспись капеллы Барди в ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто.

[Лат. ordines mendicantes], в католич. Церкви традиц. наименование ряда духовных объединений (братств, конгрегаций, орденов), конституции и уставы к-рых предписывают не только индивидуальную бедность каждого из членов (личный обет бедности (нестяжания) является одним из базовых для всех институтов посвященной жизни), но и корпоративную бедность всего объединения и отдельных конвентов; все необходимое для жизни они должны получать путем сбора подаяния (нищенства). В реальности на протяжении всей истории Н. о. жизнь исключительно за счет милостыни практиковалась лишь небольшими консервативными группами спиритуалов и обсервантов, выступавшими за неукоснительное соблюдение орденских уставов или даже их устрожение, тогда как в большинстве случаев имела место юридическая фикция, основанная на противопоставлении пользования и владения собственностью. Декларируемая нищета не мешала накоплению Н. о. фактических богатств, собственником к-рых считался папа Римский, а не конкретное духовное объединение (орден). Лат. термин «mendicantеs» появился позже, чем произошло повсеместное распространение Н. о., а нищенство долгое время не было определяющим для отнесения того или иного объединения к этой группе и рассматривалось скорее как дополнительная привилегия. В Codex juris canonici (как в изд. 1917 г., так и в изд. 1983 г.) Н. о. не выделяются в особую категорию среди институтов посвященной жизни, но лишь упоминаются как историческое явление (ex institutione) в связи с вопросом о том, кто может просить милостыню и собирать пожертвования (CIC (1917). 621. §1-2; CIC. 1265. §1-2).

Н. о. изначально имели много общего в организации жизни и духовных практиках и значительно отличались от традиц. католич. монашества. Главным отличием стало переосмысление в среде Н. о. понятия «vita apostolica» (апостольская жизнь), к-рая со времен блж. Августина († 430) и прп. Иоанна Кассиана Римлянина (IV-V вв.) понималась как жизнь в братстве с общим имуществом. Однако Н. о. под vita apostolica стали понимать жизнь странствующих проповедников при полном отречении от имущества, в т. ч. коллективного (см.: Traver. 1996). Поскольку Н. о. отказались от основного принципа монашеской жизни - stabilitas loci (постоянное пребывание в мон-ре), уже на раннем этапе развития орденов (о чем свидетельствует Жак де Витри († 1240)) за членами Н. о. закрепилось наименование «братья» (fratres), а не «монахи», а их обители стали называться конвентами или домами, а не монастырями, т. к. они рассматривались как временные и не предназначались для отгораживания от мира (хотя жен. ветви Н. о. сохраняли закрытый характер (клаузуру)). Др. важным отличием стало снижение роли личного ручного труда, принятого у монахов в соответствии с заповедью ап. Павла (2 Фес 3. 10). Ранние францисканцы приложили много усилий, чтобы оправдать и сформулировать новую модель поведения, в к-рой основная роль в спасении отводилась подражанию нищете Христа (ср.: 2 Кор 8. 9) (Edgren. 2016).

Н. о. очень рано обрели стройную централизованную структуру управления (в отличие, напр., от бенедиктинцев, к-рые развивались по пути объединения отдельных мон-рей в содружества и конгрегации). Территория, где действуют конвенты Н. о. и проповедуют члены этих орденов, поделена на провинции во главе с министрами-провинциалами. Орденом управляют избираемый на определенный срок генеральный министр (магистр) и регулярно собирающийся генеральный капитул. Большинство Н. о. в наст. время имеют в своем составе 3 ветви: мужскую (1-й орден), женскую (2-й орден) и мирян (3-й орден, также терциарии).

Для всех Н. о. характерна проповедь покаяния и миссионерская активность среди еретиков, язычников и представителей др. религий. При этом с момента появления нищенствующих братьев их деятельность была связана преимущественно с крупными городами (Le Goff. 1970), где было проще просить милостыню; кроме того, для восприятия проповедей, к-рые были одним из основных инструментов распространения учения Н. о., был необходим более высокий уровень образования аудитории.

Н. о., за исключением отдельных оппозиционных групп, служили надежной опорой папской власти и были проводниками политики Папского престола, поскольку в отличие от католич. секулярного клира и традиц. монашества не были тесно связаны с местными церковными и светскими властями (не случайно Н. о., прежде всего доминиканцы, оказались активно вовлечены в работу инквизиции).

Истоки

Религ. движение нищенствующих зародилось в кон. XII в. в Италии и во Франции на фоне укрепления городских коммун и развития городской культуры. По мнению нек-рых исследователей, появление Н. о. стало итогом эволюции церковной жизни и католич. духовности XI-XII вв. (см., напр.: Grundmann. 1935). В результате этой эволюции нищета стала сама по себе считаться добродетелью, а не просто испытанием для верующего. Толчком к развитию этой идеи послужила григорианская реформа в католич. Церкви и связанная с этой реформой борьба с симонией, постепенно трансформировавшаяся в призывы к бедности секулярного клира и епископата.

Встреча католич. святых Франциска Ассизского и Доминика. Роспись ц. Сан-Франческо в Монтефалько. 1452 г. Худож. Б. ГоццолиВстреча католич. святых Франциска Ассизского и Доминика. Роспись ц. Сан-Франческо в Монтефалько. 1452 г. Худож. Б. Гоццоли

Проповедь апостольской нищеты встречается уже у странствующих проповедников, основателей орденов «нового» монашества (Роберта из Арбриселя († 1117), Норберта из Ксантена († 1134), Виталия из Савиньи († 1122), Бернарда из Тирона († 1116), Стефана из Мюре († 1124)). Известно, что нек-рые из них получали за свою проповедь пожертвования, в т. ч. от Римских понтификов (см., напр.: Vita beati Bernardi fundatoris congregationis de Tironio. 59 // PL. 172. Col. 1402-1403). Однако попытки жить только за счет подаяния среди проповедников XI - 1-й пол. XII в. практически неизвестны (пример католич. св. Иоанна Гвальберта († 1073), покинувшего мон-рь Сан-Миниато близ Флоренции и какое-то время просившего подаяние, не показателен, поскольку в итоге он отказался от такого образа жизни и присоединился к камальдулам, а затем основал мон-рь в Валломброзе). Право просить милостыню в соответствии с уставом ордена имели только гранмонтенсы, но не постоянно, а только в случае крайней нужды. Хотя в эпоху крестовых походов распространилась практика собирать пожертвования для крестоносцев, она допускалась только при наличии папского разрешения и под строгим контролем со стороны местных епископов.

Призывы к бедности католич. Церкви были более характерны для народных антиклерикальных течений, опиравшихся на букв. прочтение евангельских текстов. Наиболее близкими к Н. о. по образу жизни и практикам в XII в. были гумилиаты и вальденсы («лионские бедняки»). В одном из первых свидетельств о вальденсах сообщается, что они «не имеют постоянного жилья, попарно путешествуют босые, в одеждах из шерсти, не владеющие ничем, но имеющие все общим, подобно апостолам, следующие нагими за нагим Христом (nudi nudum Christum sequentes)» (Walter Map. De nugis curialium. I 31 // Walter Map. De nugis curialium / Ed. M. R. James. Oxf., 1914. P. 60-61). После разгрома движения Арнольда Брешианского, к-рый отрицал священный характер церковных таинств, совершаемых якобы грешными священниками, и не признавал светской власти иерархов католич. Церкви, отношение к подобным группам со стороны Папского престола и местного епископата становится негативным. Если на Латеранском III Соборе (1179) были анафематствованы только катары и патарены, то через неск. лет, на Веронском Соборе (1184), была подтверждена обязанность епископов бороться со всеми движениями, отрицавшими церковную иерархию (патаренами, катарами, гумилиатами, вальденсами, арнольдистами и др.) (декреталия «Ad abolendam» (нояб. 1184) папы Римского Луция III (1181-1185)). Однако в нач. XIII в. папа Римский Иннокентий III (1198-1216) разрешил проповедь нищеты тем общинам, к-рые признавали церковную иерархию и таинства (однако само по себе нищенство понтифик считал позорным явлением, особенно если такой образ жизни вели клирики - PL. 214. Col. 596, 732, 773, 908; 216. Col. 592). В 1201 г. устав получили гумилиаты (в соответствии со сложившимися у них 3 категориями членов конгрегации: миряне, аскеты и каноники, т. е. клирики). В кон. 1207 г. в общение с католич. Церковью были приняты еретик-вальденс Дуранд из Уэски и неск. его единомышленников, к-рые в 1208 г. создали орден католич. бедняков (pauperes catholici). Миссионерская деятельность нового ордена была не очень успешной, в 1256 г. небольшое число общин католич. бедняков присоединили к ордену августинцев-еремитов. В 1208-1210 гг. католич. Церковью были приняты в общение неск. групп вальденсов, отколовшихся от основного движения (см. в ст. Вальденсы). На этот же период приходится деятельность основателей 2 самых крупных Н. о.- католич. святых Франциска Ассизского († 1226) и Доминика († 1221).

В отличие от народных движений, в к-рых сильны были антицерковные настроения, в проповеди Франциска Ассизского речь с самого начала шла о добровольной бедности. Первые францисканцы представляли собой братство кающихся мирян (пенитентов) (La «Legenda trium sociorum»: Éd. crit. / Éd. Th. Desbonnets // AFH. 1974. Vol. 67. P. 117; ср.: Fonzo L., di. L'Anonimo Perugino tra le fonti francescane del sec. XIII: Rapporti letterari e testo critico // Miscellanea Francescana. 1972. Vol. 72. P. 445). Хотя сам Франциск как публично кающийся и его ученики уже находились под защитой епископа Ассизи, стремление проповедовать за пределами этого диоцеза подтолкнуло их к мысли получить одобрение своей деятельности от папы Римского. Согласно орденскому преданию, в 1209 г. они отправились в Рим, где папа Иннокентий III дал устное одобрение 1-го устава францисканцев. Однако Латеранский IV Собор (1215) постановлением «Ne nimia religionum» (13-й канон) запретил основывать новые ордены (novam religionem inveniat). Все новооснованные общины должны были принимать только существовавшие уставы (de religionibus approbatis). По этой причине каноническое оформление ордена францисканцев состоялось лишь после одобрения их устава папой Римским Гонорием III (1216-1227) в 1223 г.

Ключевой термин, к-рый встречается во всех текстах первых францисканцев,- это «бедность» (paupertas), а не «нищенство» (mendicitas) (в 1-м уставе францисканцев выражение «mendicantes» применяется к внешним по отношению к членам ордена нищим, просящим милостыню вдоль дорог - Franc. Assis. Reg. non bull. 9). Именно «привилегию бедности», т. е. право не принимать никакой собственности даже в общее пользование, получила католич. св. Клара Ассизская от папы Римского Иннокентия III (булла «Sicut manifestum», в 1228 подтверждена папой Григорием IX (1227-1241), а затем папой Иннокентием IV (1243-1254)). Хотя для первых франциcканцев был важен ручной труд (Франциск Ассизский в «Завещании» прямо писал, что сам всегда трудился и хочет, чтобы его ученики работали своими руками, а милостыню просили только в том случае, если за труд им не заплатили - Franc. Assis. Test. 20-22), и в неутвержденном уставе (в редакции 1221 г.), и в уставе, одобренном папской буллой, значимое место занимал сбор подаяния (Idem. Reg. non bull. 9; Idem. Reg. bull. 6) и вводился запрет принимать деньги и как плату за труд, и в качестве милостыни (Idem. Reg. non bull. 7, 8; Idem. Reg. bull. 4, 5). Относительно же труда утверждалось, что он не должен мешать молитве (Idem. Reg. bull. 5).

У первых доминиканцев нищенство как наиболее яркое выражение бедности и смирения было подчинено основной цели ордена - проповеди католического учения (praedicatio). О том, что бедность и смирение самого проповедника являются главными условиями успешной проповеди в районах, охваченных альбигойской ересью, писал цистерцианец Диего де Асеведо, еп. Осмы (1201-1207) (Historia albigensium. 3 // PL. 213. Col. 549-550; Acta canonizationis S. Dominici. 32-34 // Monumenta historica sancti patris nostri Dominici. R., 1935. Vol. 2. P. 150-151). Эти условия, предложенные Диего де Асеведо только в качестве тактического приема, были восприняты св. Домиником как фундаментальное правило. Поскольку основанный им орден доминиканцев был изначально клерикальным (проповедники должны были быть клириками), то в соответствии с решениями IV Латеранского Собора за основу устава ордена в 1216 г. был принят Августина устав с дополнениями из конституций ордена премонстрантов. Вероятно, по этой причине ученики св. Доминика, посланные в разных направлениях с миссией проповедовать католическое вероучение и наставлять в евангельских заповедях, стали действовать подобно каноникам, а не подражая св. Доминику, т. е. приобретали или получали в дар для ордена земли и дома, что особенно было заметно в Тулузе, Париже и Болонье (от каноников же происходила противоречащая идеалу бедности практика предоставления каждому брату отдельной кельи, тогда как бенедиктинцы и др. монахи имели общие дормитории). При этом формально у доминиканцев, как и у францисканцев, действовал запрет на хранение к.-л. запасов (в 1239 генеральный капитул ордена доминиканцев разрешил делать запасы одежды и продуктов только на год вперед). В любом случае сбор подаяния у доминиканцев отошел на 2-й план и практиковался как временная мера для обустройства конвента на новом месте. Вполне естественным, как и у францисканцев, считалось получение пожертвований за проповедь и пастырскую деятельность.

Появление новых Н. о.

Явление миноритам католич. св. Франциска Ассизского во время проповеди Антония Падуанского. Роспись верх. ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1297–1300 гг. Художник школы ДжоттоЯвление миноритам католич. св. Франциска Ассизского во время проповеди Антония Падуанского. Роспись верх. ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1297–1300 гг. Художник школы Джотто

Два др. крупных ордена оказались в числе Н. о. по стечению обстоятельств. В 1243 г. неск. общин еремитов Тосканы (за исключением вильгельмитов) обратились к папе Римскому Иннокентию IV с просьбой об объединении в один орден. Папа удовлетворил их прошение и предписал следовать уставу блж. Августина (булла «Incumbit nobis» от 16 дек. 1243). Был собран генеральный капитул, к-рый одобрил устав, после чего орден августинцев-еремитов получил офиц. папское признание (булла «Pia desideria devotorum» от 31 марта 1244). В 1255-1256 гг. папа Александр IV (1254-1261) присоединил к ордену еще ряд общин, в т. ч. бреттинов, джанбонитов, а также вильгельмитов (буллы «Cum quaedam salubria» от 15 июля 1255 и «Licet Ecclesiae Catholicae» от 4 мая 1256). Эти общины существовали не только в Италии, но и на герм. землях, в Нидерландах и Сев. Франции. Однако вильгельмиты вскоре отделились от нового ордена августинцев-еремитов и вернулись к бенедиктинскому уставу, поскольку считали его более строгим. Из тех общин, к-рые остались в составе ордена августинцев-еремитов, только бреттины сохранили созерцательный образ жизни.

Орден кармелитов также изначально не имел отношения к Н. о. Кармелиты, появившиеся на Востоке в нач. XIII в. как община лат. отшельников на горе Кармил, получили первоначальный устав от католич. св. Альберта, лат. патриарха Иерусалимского. Этот устав был одобрен папой Римским Гонорием III (булла «Ut vivendi normam» от 30 янв. 1226). Папа Римский Григорий IX буллой «Ex officii nostri» от 6 апр. 1229 г. запретил кармелитам иметь в собственности землю и дома, чем приравнял их к Н. о. Когда с кон. 30-х гг. XIII в. кармелиты стали постепенно распространяться в Европе, потребовалось изменение орденского устава в сторону деятельного монашества. Исправления, внесенные под влиянием доминиканских богословов, были одобрены папой Иннокентием IV (булла «Quae honorem conditoris omnium» от 1 сент. 1247).

В 30-60-х гг. XIII в. появилось также множество небольших общин и конгрегаций, которые вели нищенствующий образ жизни, подобно францисканцам и доминиканцам. В 1233 г. во Флоренции появились сервиты (служители Пресв. Девы Марии). Через неск. лет они приняли августинский устав. Папа Римский Александр IV не стал присоединять общины сервитов к ордену августинцев-еремитов, но одобрил их как отдельный орден (1256).

Происхождение братьев Св. Креста (др. название - братья покаяния и блаженных мучеников) точно не установлено (возможно, они появились еще во 2-й четв. XIII в., при папе Григории IX). В понтификат Иннокентия IV общины братьев Св. Креста распространились на северо-западе Европы. В 1256 г. они получили одобрение папы Римского Александра IV. Известно, что братья Св. Креста следовали уставу блж. Августина. Их конвенты появились в Богемии, Польше и Литве. Главным считался конвент при римской ц. Санта-Мария-де-Метрио.

В сер. XIII в. в Провансе возникли общины братьев вретища (или власяницы; др. названия - ходящие в мешках, саккаты, братья покаяния Иисуса Христа (лат. fratres de Poenitentia Jesu Christi)) и братьев Пресв. Девы Марии, к-рых также называли пестрыми (сорочьими) братьями (Fratres de Pica). Они вели нищенствующий образ жизни, следовали уставу блж. Августина, дополненному положениями из конституций ордена доминиканцев. Деятельность новых общин и образ жизни их членов получили одобрение Римских пап Иннокентия IV и Александра IV в 1251 и 1257 гг. соответственно. До 1274 г. братья вретища были 3-ми по численности среди Н. о. (но уступали августинцам-еремитам по количеству конвентов).

Наряду с этими Н. о., получившими офиц. одобрение со стороны Папского престола, продолжали возникать и радикальные сектантские движения, к-рые требовали обязательной бедности от своих последователей и призывали представителей церковной иерархии к отказу от имущества. Учение секты апостоликов («апостольских братьев»), основанной ок. 1260 г. Герардо Сегарелли (казнен в 1300), крестьянином из округи Пармы (по др. сведениям, он был членом ордена францисканцев), оформилось под влиянием иоахимизма (подробнее см. в ст. Иоахим Флорский) и эсхатологических ожиданий кон. XII в. Сегарелли проповедовал общность имущества и равенство всех христиан.

Умножение числа Н. о. привело не только к конфликтам с местным духовенством, но и к противостоянию между новыми орденами. Буллой «Dudum apparuit» от 24 марта 1240 г. папа Римский Григорий IX установил различия в одеяниях францисканцев и еремитов Тосканы и Анконской марки, чтобы представителей этих Н. о. не путали во время собирания милостыни. Согласно ранним источникам, Франциск Ассизский и его ученики носили одеяние (хабит), как у еремитов,- темного цвета, возможно, власяницу, ремень, посох и обувь (Thomas de Celano. Vita prima S. Francisci. I 9. 21 // Analecta Franciscana. Quaracchi, 1926. T. 10/1. P. 18). Похожее одеяние было и у джанбонитов, последователей Иоанна Доброго (Джованни Боно) († 1249), отшельника из Мантуи, а также у еремитов Анконской марки (бреттинов), к-рые впосл. были включены в орден августинцев-еремитов: они носили одежды темного цвета, подпоясывались кожаным поясом, а не веревкой, и ходили с посохами (Andrews. 2015. P. 79-81).

Папа Римский Климент IV (1265-1268) буллой «Ad consequendam gloriam» от 20 нояб. 1265 г. определил, на каком расстоянии друг от друга могут строиться конвенты и церкви разных Н. о. Помимо францисканцев (им была адресована булла) в тексте упоминаются доминиканцы, братья вретища, кармелиты, августинцы-еремиты и клариссы. Все перечисленные ордены были поименованы «ordines in paupertate fundati» (ордены, основанные [на принципах] бедности; термин «нищенствующие» в то время еще не употреблялся).

Постановление II Лионского Собора (1274)

Францисканцы и доминиканцы, сходство которых уже к сер. XIII в. было очевидно как им самим, так и внешним наблюдателям, пытались воспрепятствовать бесконтрольному умножению общин, ведущих нищенствующий образ жизни, и появлению новых Н. о. Это нашло отражение в предложениях Лионскому II Собору, которые были составлены находившимся с 1263 г. на покое генеральным магистром ордена доминиканцев Гумбертом Романским († 1277). Он отмечал, что миряне просто не в состоянии прокормить столько бедняков из числа «нищенствующих бродяг» (trutannii) (Humbertus de Romanis. Opus tripartitum. III 3 // Fasciculus rerum expetendarum et fugiendarum. Londini, 1690. Vol. 2: Appendix. P. 224). Критика малых орденов встречается и у францисканских авторов (якобы эти самозванцы, прежде всего братья вретища, намеренно копировали одежду и обычаи францисканцев, чтобы собирать больше милостыни - Salimbene. Cronica. [Fol. 316] // MGH. SS. T. 32. P. 254).

Сон папы Римского Иннокентия III о св. Франциске Ассизском, поддерживающем стены Латеранской базилики. Роспись верх-ней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1297–1300 гг. Художник школы ДжоттоСон папы Римского Иннокентия III о св. Франциске Ассизском, поддерживающем стены Латеранской базилики. Роспись верх-ней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1297–1300 гг. Художник школы Джотто

17 июля 1274 г., на заключительной 6-й сессии, II Лионский Собор принял конституцию «Religionum diversitatem nimiam» (23-й канон), подтвердившую запрет IV Латеранского Собора на создание новых орденов. В тексте конституции впервые встречается термин «нищенствующие ордены» (ordines mendicantes) как общее название, но с негативным оттенком (выражение «incerta mendicitas» было заимствовано, вероятно, из Кодекса Юстиниана (VI в.), в к-ром оно означает тех, кто прикидываются нищими, а потому не заслуживают поддержки со стороны гос-ва - CJ. XI 26. 1), т. е. Собор осуждал те общины, к-рые, имея возможность прокормить своих членов, заставляли их просить подаяние и отнимали хлеб у настоящих нищих. Новые ордены, созданные после 1215 г. и не имевшие одобрения папы Римского, безусловно упразднялись. Ордены, появившиеся после указанного года и получившие папское одобрение, могли продолжать свою деятельность, но им запрещалось без специального папского разрешения приобретать и отчуждать землю или дома, принимать новициев, основывать обители, проповедовать публично, принимать исповедь у мирян и совершать погребения. Имущество этих орденов переходило в ведение Папского престола и подлежало продаже, а полученную выручку планировалось передать христианам на Св. земле и раздать беднякам. Отдельные члены подлежавших упразднению объединений (но не целые конвенты) получили право переходить в др. ордены. Исключение делалось для доминиканцев и францисканцев ввиду их несомненной полезности для католич. Церкви. Кармелиты и августинцы-еремиты, к-рые возникли (по крайней мере как отдельные общины) раньше 1215 г., также могли продолжить существование без к.-л. изменений, но окончательное решение относительно них было оставлено за Римским понтификом (первоначальный вариант конституции был менее благоприятным для этих орденов - Kuttner S. Conciliar Law in the Making: The Lyonese Constitutions (1274) of Gregory X in a Manuscript at Washington // Studi di storia ecclesiastica: Miscellanea P. Paschini. R., 1949. Vol. 2. P. 39-81). Кармелиты смогли заручиться поддержкой англ. кор. Эдуарда I Длинноногого (1239-1307), а в 1286 г. деятельность ордена одобрил папа Римский Гонорий IV (1285-1287). Августинцы-еремиты, чьи конвенты находились в основном в Италии, были сохранены в качестве ордена из уважения к их протектору кард. Риккардо Аннибальди († 1276) (Salimbene. Cronica. [Fol. 316] // MGH. SS. T. 32. P. 254).

Отдельные конвенты братьев вретища, несмотря на запрет, продолжали действовать еще в 1-й трети XIV в. Братья Св. Креста, доказывая свою древность, утверждали, что их 1-я община была основана в 1211 г. льежским каноником Теодором, соратником св. Доминика в борьбе с альбигойцами, и получила устное одобрение папы Иннокентия III (т. е., подобно кармелитам и августинцам-еремитам, братья Св. Креста не должны были подпадать под запрет IV Латеранского Собора). Постепенно их общины исчезли почти везде; в Польше и в Богемии братья Св. Креста перешли в разряд регулярных каноников (хотя их продолжали считать «нищенствующими канониками»). Вильгельмиты сохранились благодаря решению папы Римского Гонория IV (серия декреталий, датированных 20 апр. 1286 - Les Registres d'Honorius IV / Éd. M. Prou. P., 1888. Col. 312-314. N 435-441; см. также: Fontette M., de. Les Mendiants supprimés au 2e Concile de Lyon 1274: Frères Sachets et Frères Pies // Cahiers de Fanjeaux. 1973. Vol. 8: Les Mendiants en Pays d'Oc au 13e siècle. P. 193-216); их орден просуществовал до XVIII в. Положение сервитов было более шатким, т. к. папа Римский Иннокентий V (янв.-июнь 1276), до избрания на Папский престол принадлежавший к ордену доминиканцев, официально распустил орден сервитов. Им удалось заручиться поддержкой неск. юристов из папской курии, к-рые подтвердили, что конституции ордена сервитов формально не запрещают владение собственностью и получение ренты, а следов., их вообще нельзя относить к числу Н. о. Окончательно восстановил орден папа Римский Бенедикт XI (1303-1304) (булла «Dum levamus» от 11 февр. 1304).

«Апостольские братья» никогда не получали папского одобрения и просто проигнорировали решение II Лионского Собора. Несмотря на подозрения в ереси, они пользовались поддержкой епископа Пармы, пока папа Гонорий IV, в целом благоволивший Н. о., не запретил их (булла «Olim felicis recordationis» от 11 июня 1286). В 1290 г. папа Римский Николай IV (1288-1292) передал рассмотрение вопроса о деятельности апостоликов в ведение инквизиции. В 1300 г. Сегарелли сожгли на костре. После его казни лидером «апостольских братьев» стал Дольчино († 1307), развивавший идеи Сегарелли и организовавший оборону сектантов от войск епископа Верчелли (в окрестностях этого города апостолики организовали поселение).

Конфликт Н. о. с секулярным клиром и университетами

. Хотя мн. епископы оценивали появление Н. о. положительно (напр., Федерико Висконти, архиеп. Пизы, в проповедях восхвалял их как образец для секулярного клира: Les sermons et la visite pastorale de Federico Visconti, archevêque de Pise (1253-1277) / Éd. N. Bériou. R., 2001), некоторые из церковных иерархов, особенно за пределами Италии, выступали резко против, видя в деятельности Н. о. подрыв единовластия в диоцезе и в приходах. Согласно свидетельству хрониста-францисканца Салимбене Пармского († ок. 1288), основные претензии епископов сводились к тому, что члены Н. о. в своих проповедях не призывают народ платить десятину (quod vos non predicatis, quod decime dentur eis), сами хоронят умерших, принимают исповедь, переманивают прихожан к себе на праздничное богослужение (Salimbene. Cronica. [Fol. 387a] // MGH. SS. T. 32. P. 421-422). Противники Н. о. опирались на 21-й канон IV Латеранского Собора, в котором говорилось, что перед Пасхой необходимо исповедоваться своему приходскому священнику (proprio sacerdoti). Папа Римский Иннокентий IV буллой «Etsi animarum affectantes» от 21 нояб. 1254 г. аннулировал привилегию Н. о. вести пастырскую деятельность в приходах по воскресным и праздничным дням без разрешения приходского священника, но уже спустя месяц папа Римский Александр IV отменил это решение (булла «Non insolitum est» от 31 дек. 1254).

Основной конфликт развернулся в Парижском ун-те. Поскольку францисканцы и доминиканцы получали базовое образование в орденских школах, они имели привилегию поступать сразу на богословский фак-т, тогда как остальные студенты должны были сначала получить степень магистра на фак-те свободных искусств. Секулярные богословы и клирики были обеспокоены резко возросшим количеством магистров из числа Н. о., к-рые не приносили присягу ун-ту, но могли повлиять на принятие коллективных решений.

Согласно принятому в 1252 г. статуту, в ун-те каждый орден имел право претендовать только на 1 кафедру. Однако доминиканцы к тому времени занимали 2 кафедры, причем 2-й преподаватель не имел «лиценции» (лат. licentia docendi - «право преподавать»). Когда королевская полиция жестко обошлась с неким студентом, Парижский ун-т решил приостановить чтение лекций, однако преподаватели из доминиканского и францисканского орденов не присоединились к этому решению и продолжали вести занятия, мотивируя это тем, что в подобных вопросах они подчиняются исключительно папе Римскому, а не ун-ту. В 1254 г. все магистры из ордена доминиканцев были исключены из состава университетской корпорации. Хотя папа Римский Иннокентий IV признал право Парижского ун-та допускать к преподаванию только тех, кто имеют «лиценцию», его преемник на Папском престоле Александр IV потребовал вернуть доминиканцам право преподавать в ун-те. Буллой «Quasi lignum vitae» от 14 апр. 1255 г. канцлеру соборного капитула предписывалось наделять «лиценциями» талантливых студентов независимо от квоты, а решение о забастовке принимать только большинством голосов.

В это же время папе пришлось разбирать вопрос о соч. «Liber introductorius in Evangelium aeternum» (Введение в Евангелие вечное), автор к-рого долго оставался неизвестным, в наст. время установлено, что им был францисканец Герард (или Герардин) из Борго-Сан-Доннино (ныне Фиденца) († 1276), студент теологического фак-та Парижского ун-та и друг Иоанна Пармского († 1289), в то время генерала ордена францисканцев. Сразу после выхода книги парижские богословы во главе с магистром Вильгельмом из Сент-Амура († 1272) осудили ее как еретическую. Папская комиссия подтвердила выдвинутые обвинения, и сочинение было запрещено (подробнее см. ст. «Евангелие вечное»). Однако Вильгельм из Сент-Амура использовал это как повод для критики членов всех Н. о. В ряде сочинений, особенно в «Tractatus brevis de periculis novissimorum temporum» (Краткий трактат об опасностях новейших времен, 1256), он обвинил их не только в лицемерии и ереси, но и в разрушении установленного с апостольских времен церковного устройства. Против Вильгельма из Сент-Амура выступили крупные католич. богословы, принадлежавшие к Н. о.: Бонавентура († 1274), Фома Аквинский († 1274) и др. После неудачной попытки оправдаться на суде в Риме франц. кор. Людовик IX Святой (1226-1270) по настоянию понтифика изгнал Вильгельма из Сент-Амура из королевства. В 1259-1260 гг. члены Н. о. были полностью восстановлены в ун-те. Позднее, в 1268-1271 гг., парижские клирики, сторонники Вильгельма из Сент-Амура (напр., Герард из Абвиля († 1272)), продолжили борьбу с Н. о.

Буллой «Ad fructus uberes» от 13 дек. 1281 г. папа Римский Мартин IV (1281-1285) подтвердил разрешение членам Н. о. читать проповеди и принимать исповедь, не обращаясь за разрешением к местному епископу и приходскому священнику. Хотя булла сохраняла обязательную ежегодную исповедь приходскому священнику перед Пасхой, вопрос о том, нужно ли при этом повторно исповедовать те грехи, к-рые были отпущены на исповеди у священников из Н. о., остался открытым. Против этого решения выступили франц. епископы, а богословские аргументы против буллы привел фламанд. богослов и философ Генрих Гентский († 1293).

Буллой «Super cathedram» от 18 февр. 1300 г. папа Римский Бонифаций VIII (1294-1303) обязал францисканцев и доминиканцев получать разрешение у диоцезальных властей на принятие исповеди, а проповедническую деятельность членов Н. о. ограничил принадлежащими им церквами и близлежащими площадями; в приходских церквах проповедовать дозволялось только с согласия настоятеля прихода. Но уже папа Бенедикт XI, до избрания на Папский престол принадлежавший к ордену доминиканцев, отменил буллу своего предшественника и снова вывел Н. о. из-под епископского контроля (булла «Inter cunctas» от 17 февр. 1304). Вопрос о контроле за деятельностью членов Н. о. со стороны местных епископов был поднят на Вьеннском Соборе (1311-1312). Папа Климент V (1305-1314) вновь подтвердил буллу Бонифация VIII (Clementinae. III 7. 2).

Споры о бедности в ордене францисканцев

После смерти Франциска Ассизского (1226) в основанном им ордене обострились противоречия во взглядах на собственность между 2 течениями, к-рые позже оформились в движения спиритуалов и конвентуалов: одни считали, что орден должен жить исключительно на подаяние, другие - что при запрете личной собственности для всех членов у ордена может быть корпоративная собственность (подробнее см. в ст. Францисканцы). Основным пунктом обсуждения был статус «Завещания» Франциска Ассизского, в к-ром среди прочего запрещалось получение папских привилегий для ордена, члены ордена должны были жить в бедности, странствовать и заниматься проповеднической деятельностью. Буллой «Quo elongati» от 17 окт. 1230 г. папа Римский Григорий IX освободил францисканцев от обязанности соблюдать «Завещание» основателя ордена, поскольку еще до избрания на Папский престол он был лично знаком с Франциском Ассизским и якобы знал его подлинные намерения. Согласно папской булле, францисканцам разрешалась иметь в собственности (proprietas) движимое имущество, но категорически не допускалось владение (dominium) землей и домами.

Буллой «Nimis iniqua» от 21 авг. 1231 г. орден францисканцев был выведен из-под власти местных епископов и подчинен напрямую папе Римскому, за исключением тех случаев, когда требовалось согласование с епископами-ординариями (создание новых орденских домов и конвентов, проповедь в диоцезе) (текст буллы сохр. в неск. вариантах: Bullarium Franciscanum sive Romanorum Pontificum, Constitutiones, Epistolas, ac Diplomata continens / Ed. G. G. Sbaraglia. R., 1759. T. 1. P. 74-77; повторно булла издана папой Иннокентием IV в 1245 с распространением на орден доминиканцев - Ibid. P. 368-369). Наконец, буллой «Ordinem vestrum» от 14 нояб. 1245 г. папа Иннокентий IV объявлял все движимое и недвижимое имущество францисканского ордена имуществом католич. Церкви (in jus et proprietatem Beati Petri), отделяя право собственности и владения (proprietas et dominium) от фактического использования (usus). Т. о., францисканцы получили основание для сбора милостыни, поскольку формально ничем не владели и были нищими.

В ходе конфликта с секулярными богословами вопрос о бедности вновь был поднят в ордене францисканцев. Папа Римский Николай III (1277-1280) буллой «Exiit qui seminat» (от 14 авг. 1279), с одной стороны, признал нищету Христа и апостолов неопровержимой истиной, с другой - четко разделил пользование по праву владения (usus juris), запрещенного для Н. о., и фактическое пользование (usus facti), которое должно ограничиваться умеренностью (usus moderatus). Управлять имуществом ордена надлежало орденским министрам (с 1283 - особый управитель из мирян). Во францисканском ордене часть сторонников крайней бедности (напр., Коррадо из Оффиды (1237-1306), блаженный Римско-католической Церкви) были недовольны. Они полагали, что папа Римский не имеет права интерпретировать текст «Завещания» Франциска Ассизского, к-рый у францисканцев считался равным евангельскому Откровению. Наиболее аргументированно эти взгляды были сформулированы католич. богословом Петром Иоанном Оливи († 1298). По его мнению, пользование собственностью должно быть ограничено только самым необходимым для жизни (usus pauper).

В понтификат Целестина V (июль-дек. 1294) представители спиритуалов в ордене францисканцев во главе с Петром из Мачераты († после 1298) и Ангелом Кларенским († 1337) получили поддержку папы и возможность создать отдельную конгрегацию - бедных еремитов Господа Небесного (лат. Pauperes Eremiti Domini Coelestini), к-рая была распущена уже при следующем папе, Бонифации VIII. Усиление спиритуалов привело к конфликту с Папским престолом. После низложения в 1295 г. генерального министра ордена францисканцев лидер спиритуалов Убертино да Касале († ок. 1330) объявил папу антихристом. Папа Бенедикт XI запретил Убертино да Касале заниматься проповеднической деятельностью, предписав ему удалиться в мон-рь. Папа Климент V пригласил представителей спиритуалов в Авиньон для обсуждения вопроса о бедности. Увиденная роскошь папского двора упрочила непримиримую позицию спиритуалов. Их дело рассматривалось на Вьеннском Соборе. Стремясь сохранить единство ордена францисканцев, папа Климент V буллой «Exivi de paradiso» от 6 мая 1312 г. попытался детально разъяснить, в чем состоит «usus moderatus» (умеренное пользование имуществом). Братьям, в частности, запрещалось иметь дорогую одежду, носить обувь, перемещаться верхом, кроме случаев крайней необходимости; запрещалось иметь ящики для сбора пожертвований, денежные средства могли использоваться только на условиях, указанных в булле папы Римского Николая III «Exiit qui seminat»; конвенты и дома францисканцев не могли иметь сады и виноградники; предписывалось строить церкви скромных размеров и т. д. Раскол в ордене усилился. При папе Иоанне XXII спиритуалы были фактически запрещены (булла «Quorundam exigit» от 7 окт. 1317). Из наиболее радикальных представителей течения спиритуалов составилось новое движение - фратичелли (осуждено буллой «Sancta Romana» от 30 дек. 1317, членов течения стала преследовать инквизиция).

В 1321 г. доминиканец Жан де Бон, инквизитор в Каркассоне, вновь поднял вопрос о евангельской бедности, заявив, что учение францисканцев является еретическим. Ему возражал францисканец Беренгар Талон, наставник в конвенте в Нарбоне, указавший на буллу папы Николая III, согласно к-рой признавалась абсолютная бедность Христа и апостолов. Папа Иоанн XXII созвал комиссию для решения этого вопроса. Большинство членов комиссии высказались за то, что представление об абсолютной бедности Христа и апостолов ставит под сомнение саму возможность для Церкви иметь собственность. В булле «Quia nonnumquam» от 26 марта 1322 г., изданной по результатам работы комиссии, утверждалось, что вопрос о бедности не закрыт и документ, принятый папой Николаем III, требует уточнений. Против пересмотра буллы «Exiit qui seminat» выступил глава францисканского ордена Михаил из Чезены (Микеле Фуски). В том же году собравшийся в Перудже генеральный капитул ордена францисканцев выпустил обращение ко всему христ. миру, отказавшись считать еретическим учение о том, что Христос и апостолы не владели ни личным, ни общим имуществом, и признав это учение истинно католическим. В ходе дискуссий на капитуле Бонаграция из Бергамо предложил новую формулировку отношения францисканцев к собственности - «simplex usus facti» (пользование только необходимым имуществом). В ответ папа Иоанн XXII запретил избирать прокураторов для ордена и, приведя ряд аргументов относительно бессмысленности различения «пользования» и «владения», лишил орден привилегии бедности (булла «Ad conditorem canonum» от 8 дек. 1322). Имущество ордена перестало считаться имуществом Римско-католической Церкви. Папа хотел заставить францисканцев признать, что владение собственностью является основой для существования ордена. Буллой «Cum inter nonnullos» от 12 нояб. 1323 г. мнение о нищете Христа и апостолов объявлялось еретическим. Право собственности признавалось божественным установлением.

Однако францисканцы получили поддержку от герм. кор. Людовика IV Баварского (1314-1347, император с 1328), поскольку в борьбе за имп. престол папа поддержал его противника - Леопольда I Габсбурга, герц. Австрийского (1308-1326). В т. н. Заксенхаузенской (Третьей) апелляции к буд. вселенскому Собору (1324; MGH. Const. T. 5. P. 722-754) Людовик IV объявил папу Иоанна XXII еретиком в связи с его позицией в споре с францисканцами о «евангельской бедности». На стороне герм. короля выступил итал. мыслитель Марсилий Падуанский, опубликовавший трактат «Defensor pacis» (Защитник мира, 1324). В ответ папа еще раз изложил свое учение в булле «Quia quorundam» от 10 нояб. 1324 г. В 1325 г. генеральный капитул призвал орден к послушанию папе. В 1327 г. главу ордена Михаила из Чезены, продолжавшего упорствовать в своих взглядах, вызвали в Авиньон для объяснений; там он был отстранен от должности генерального министра. Несмотря на папское распоряжение, генеральный капитул, собравшийся 22 мая 1328 г. в Болонье, вновь утвердил Михаила из Чезены на его посту. В ответ Иоанн XXII приказал Михаилу пребывать под арестом (вероятно, домашним), но тот ослушался и вместе с Бонаграцией и Уильямом Оккамом († 1347) бежал из Авиньона под защиту императора, за что папа наложил церковное отлучение на всех троих. В это же время кор. Людовик IV вошел в Рим и был провозглашен императором. Несогласного с этим папу Иоанна XXII король объявил еретиком и антихристом. На Папский престол в Риме был избран францисканец-спиритуал Пьетро Райнальдуччи (антипапа Николай V (1328-1330)). В 1329 г. главой ордена францисканцев был избран Джерардо Одони († 1349), ближайший друг папы Иоанна XXII; он способствовал примирению ордена с законным понтификом.

В период схизмы в католической Церкви в ордене францисканцев оформилось отдельное течение обсервантов, сторонников строгого соблюдения устава, в т. ч. обета бедности. На Констанцском Соборе (1414-1418) обсерванты получили своего викария, а с 1446 г. викарий обсервантов стал независим от генерального министра ордена. В 1517 г. орден был официально разделен на обсервантов и конвентуалов, причем последние получили диспенсацию от соблюдения обета бедности (буллы «Omnipotens Deus» от 12 июня 1517 и «Licet alias» от 6 дек. того же года).

Н. о. в Новое и новейшее время

При папе Римском Сиксте IV (1471-1484) происходит кодификация привилегий Н. о.- суммирование всех глосс и уточнений к булле «Super cathedram» папы Римского Бонифация VIII, к-рые касались деятельности Н. о. в диоцезах и на приходах: для францисканцев и доминиканцев в 1474 г. (буллы «Mare magnum» от 31 авг. 1474, дополнены буллой «Sacri praedicatorum et minorum» («Золотой буллой») от 26 июля 1479), для августинцев-еремитов и кармелитов в 1476 г. Для сервитов подобная кодификация была проведена в 1487 г., при папе Иннокентии VIII (1484-1492). В 1506 г. из отделившихся ранее от францисканцев т. н. еремитов-абстинентов оформился еще один нищенствующий орден - минимы (Ordo minimorum). В 20-30-х гг. XVI в. происходит становление ордена капуцинов, отделившихся от францисканцев-обсервантов.

На 25-й сессии Тридентского Собора (1545-1563) был принят декрет, признававший для всех орденов (за исключением францисканцев-обсервантов и капуцинов) право на коллективную собственность. Дополнением к декрету служила булла папы Римского Пия V (1566-1572) «Etsi Mendicantium» от 16 мая 1567 г., в к-рой все прошлые привилегии для разных Н. о. были сведены в единый текст.

В 1593 г. из ордена кармелитов выделилась ветвь босых кармелитов, а от августинцев-еремитов отделились босые августинцы. В 1621 г. оформилась самостоятельная ветвь августинцев-еремитов - августинцы-реколлекты. После Тридентского Собора Н. о., или конгрегациями, имевшими привилегии бедности, считались также босые тринитарии, мерцедарии и отделившиеся от них босые мерцедарии, вифлеемиты, госпиталиты св. Иоанна Божия (бонифратры), а также слившиеся с ними конгрегации госпиталитов св. Ипполита, иезуатов, амвросианцев (братьев св. Амвросия), братьев покаяния Иисуса Назарянина (босоногих братьев).

Т. о., к сер. XVII в. эволюция института Н. о. завершилась. Последующие изменения произошли уже только в XX в. в связи с общим реформированием институтов посвященной жизни.

По Кодексу канонического права 1917 г. членам Н. о. разрешалось собирать милостыню в любом диоцезе, где у них есть свои обители. При этом члены Н. о. должны были подчиняться не местному епископу, а местному руководству своего ордена. Испрашивать разрешение местных церковных властей необходимо было только в том случае, если сбор милостыни осуществляется за пределами своего диоцеза (CIC (1917). 621. § 1-2). Согласно Кодексу канонического права 1983 г., при сборе милостыни Н. о. должны подчиняться правилам, установленным местными епископскими конференциями (CIC. 1265. § 1-2). Евангельский совет бедности в подражание Христу реализуется на практике в соответствии с нормами собственного права каждого отдельного института (CIC. 600).

Лит.: Müller K. Einige Aktenstücke und Schriften zur Geschichte der Streitigkeiten unter den Minoriten in der ersten Hälfte des 14. Jh. // ZKG. 1884. Bd. 6. S. 63-112; Котляревский С. А. Францисканский орден и рим. курия в XIII и XIV вв. М., 1901; Balthasar K. Geschichte des Armutsstreites im Franziskanerorden bis zum Konzil von Vienne. Münster, 1911; Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв., преимущественно в Италии. Пг., 1915; Brun C. Der Armutsstreit bei Johannes von Winterthur // ZSKG. 1923. Bd. 3. S. 111-122; Burgwitz M. Die Armutsstreitigkeiten im Franziskanerorden unter dem Pontifikat Johanns XXII. B., 1923; Vernet F. Les Ordres Mendiants. P., 1933; Grundmann H. Religiöse Bewegungen im Mittelalter. B., 1935; Meyer L. G. Alms-Gathering by Religious: An Historical Conspectus and Commentary. Wash., 1946; Emery R. W. The Second Council of Lyon and the Mendicant Orders // CathHR. 1953/54. Vol. 39. P. 257-271; Douie D. L. The Conflict between the Seculars and the Mendicants at the University of Paris in the XIIIth Cent. L., 1954; Lippens H. Le droit nouveau des mendiants en conflict avec le droit coutumier du clergé séculier, du concile de Vienne à celui de Trente // AFH. 1954. Vol. 47. P. 241-291; Moulin L. Les formes du gouvernement local et provincial dans les ordres religieux. Brux., 1956; Werner E. Pauperes Christi: Studien zu sozialreligiösen Bewegungen im Zeitalter des Reformpapsttums. Lpz., 1956; Congar Y. M. Aspects ecclésiologiques de la querelle entre mendiants et séculiers dans la seconde moitié du XIIIe siècle et le début du XIVe // AHDLMA. 1961. Vol. 28. P. 35-151; Lambert M. D. Franciscan Poverty: The Doctrine of the Absolute Poverty of Christ and the Apostles in the Franciscan Order, 1210-1323. L., 1961; Michaud-Quantin P. Le droit universitaire dans le conflit Parisien de 1252-1257 // Studia Gratiana. Bologna, 1962. Vol. 8. P. 577-599; Le Goff J. Ordres mendiants et urbanisation dans la France médiévale: État de l'enquête // Annales: Économies, Sociétés, Civilisations. P., 1970. Vol. 25. N 4. P. 924-946; Vicaire M.-H. Recherches sur le premier siècle des ordres mendiants // RSPhTh. 1973. Vol. 57. P. 675-691; Rosenwein B. H., Little L. K. Social Meaning in the Monastic and Mendicant Spiritualities // Past and Present. L., 1974. Vol. 63. P. 4-32; Martin H. Les ordres mendiants en Bretagne (vers 1230 - vers 1530): Pauvreté volontaire et prédication à la fin du Moyen âge. P., 1975; Die Auseinandersetzungen an der Pariser Universität im XIII. Jh. / Hrsg. A. Zimmermann. B., 1976; Rivinius K. J. Zwischen Häresie und Orthodoxie: Die Armutsbewegungen des Mittelalters am Beispiel der Waldenser und Franziskaner. Schwerte, 1990; Bettelorden und Stadt: Bettelorden und städtisches Leben im Mittelalter und in der Neuzeit / Hrsg. D. Berg. Werl, 1992; Thompson A. Revival Preachers and Politics in XIIIth Cent. Italy: The Great Devotion of 1233. Oxf., 1992; Lawrence C. H. The Friars: The Impact of the Early Mendicant Movement on Western Society. N. Y., 1994; Horst U. Evangelische Armut und päpstliches Lehramt: Minoritentheologen im Konflikt mit Papst Johannes XXII. (1316-1334). Stuttg., 1996; Traver A. G. The Identification of the «Vita Apostolica» with A Life of Itinerant Preaching and Mendicancy: Its Origins, Adherents, and Critics ca. 1055-1266: Diss. Toronto, 1996; McIntyre J. Aquinas, Gratian, and the Mendicant Controversy // Proc. of the 9th Intern. Congress of Medieval Canon Law. Vat., 1997. P. 1101-1135; Burr D. Spiritual Franciscans from Protest to Persecution in the Century after St. Francis. Univ. Park (Penn.), 2001; Brunner M. Pope John XXII and the Franciscan Ideal of Absolute Poverty: Diss. Leeds, 2006; Économie et religion: L'expérience des ordres mendiants (XIIIe - XVe siècle) / Éd. N. Bériou, J. Chiffoleau. Lyon, 2009; The Origin, Development, and Refinement of Medieval Religious Mendicancies / Ed. D. S. Prudlo. Leiden, 2011; Andrews Fr. The Other Friars: The Carmelite, Augustinian, Sack and Pied Friars in the Middle Ages. Woodbridge, 2015; Edgren A. From St. Francis to Salimbene di Adam: Begging in the Early Franciscan World, c. 1210-1280 // Approaches to Poverty in Medieval Europe: Complexities, Contradictions, Transformations, c. 1100-1500 / Ed. Sh. Farmer. Turnhout, 2016. P. 93-115.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АННАТЫ сборы в пользу Римской курии
  • АННИВЕРСАРИЙ в практике католич. Церкви термин, обознач. ежегодное празднование или поминовение
  • БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать
  • GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором